ООО "ХабаТМ"

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дуговая запряжка
В комплект одноконной упряжи входят:
узда с поводьями 1,
хомут с гужами 2,
дуга 3,
седелка с подпругой 4 ,
шлея 5,
чересседельник с подбрюшником 6
и вожжи 7.

Хомут - основная часть упряжи. Он состоит из двух (правой и левой) клещей, хомутины, пары подушек, по крышки, двух гужей с кольцами для вожжей, супони, горта и подкладки.

Клещи хомута являются его основой, определяют размер и форму. Хомутина, обращенная к лошади, изготовляется из конусообразно сложенной соломы, обшитой кожей. Она должна быть на 2 см выше клещей, иначе клещи будут натирать лошади шею. Клещи имеют отверстия для прикрепления гужей.

Гужи представляют собой широкие сыромятные ремни, сложенные вчетверо по длине. Они служат для передачи тягового усилия от хомута через оглобли на повозку. Клещи хомута стягиваются и завязываются скрученным сыромятным ремнем - супонью. Сверху клещи постоянно закреплены спойным ремнем. Клещи имеют покрышку.

Правильно подобранный хомут должен занимать такое положение: вверху опираться на гребень шеи лошади у начала холки, по бокам лежать на мускулатуре впереди ости лопатки над плечелопаточным сочленением, в нижней части проходить у основания шеи. Короткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя дыхание, длинный - низко опускаться у плечелопаточного сочленения на грудь, а поднятый чересседельником - далеко заходить на холку. Широкий хомут также нежелателен, поскольку он будет заходить далеко назад к остям лопаток; поднятый чересседельником, такой хомут вместе с дугой и оглоблями может смещаться в одну из сторон при езде рысью.

Надевание хомута.

Правильное положение хомута перед надеванием его на шею лошади

Запрягание
Закладывание дуги при запрягании
Фиксация гужа на правую оглоблю при запрягании

Седелка нужна для поддержания в определенном положении хомута, дуги и оглобель. Она служит блоком, на который помещается чересседельник. Желательно использовать так называемую "горбатую" седелку, которая практически не травмирует холку и спину лошади. Подпруга фиксирует положение седелки.

Дуга скрепляет гужи хомута с оглоблями. Она должна быть упругой и прочной, достаточной высоты. В центре верхней части дуга имеет кольцо для продевания повода, а на концах с наружной стороны - выемки, прилегающие к оглоблям при запряжке.

Шлея служит для удержания хомута от сползания на шею при торможении повозки, на спусках и при осажи вании. Шлея состоит изободового ремня с пряжками, идущего от хомута вокруг туловища лошади, от левой стороны хомута к правой; продольного ремня, расположенного вдоль спины до крупа; поперечных ремней, соединяющих ободовый и продольный ремни; мочковых ремней, которые застегиваются на оглоблю и тем самым не позволяют шлее смещаться на одну сторону, и откосных ремней, идущих от заднего конца продольного ремня к ободовому.

Шлея по глубине должна опускаться ниже седалищных бугров лошади. Расположенная выше, шлея свали вается при движении на бок, более глубокая затрудняет лошади движение при спусках. Нормальной считается длина шлеи, при которой между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная на ребро. Тесная шлея будет мешать движению лошади, вызывать потертости, очень свободная перестанет функционировать, так как хомут сместится далеко по шее лошади.

Чересседельник служит для поддержания через седелку веса хомута, дуги и оглобель на спине лошади, фиксирует оптимальное положение запряжки и перераспределяет часть тягового усилия на спину лошади. Подбрюшник является вторым элементом фиксации оптимального положения запряжки. Чересседельник и подбрюшник представляют собой два ремня, соединенные кольцом, и одеваются на оглоблю петлей чересседельника. Степень поднятия оглобель чересседельником должна быть такой, чтобы между хомутиной и шеей лошади свободно помещалась ладонь. Более высокое поднятие запряжки будет затруднять дыхание лошади, при малом поднятии запряжка будет болтаться, мешать движению лошади и травмировать ей спину и холку.

Вожжи должны быть прочными и удобными для управления лошадью. Этим качествам отвечают вожжи из прочной мягкой тесьмы с ременными концами и пряжками для пристегивания к кольцам удил. Вожжи с карабинами непрактичны, так как в некоторых ситуациях карабины могут разгибаться.

Оглобли делают из легкого и прочного дерева. Длина их должна быть такой, чтобы задние ноги лошади не доставали переднюю ось хода либо головку саней на спусках. Это имело бы очень неприятные последствия. Излишняя длина оглобель нежелательна. Правая и левая оглобли должны быть одинаковой длины. На концах оглобель устанавливают ограничители из нескольких слоев ремня. На концах дуги, выше и ниже выемки, прилегающей к оглобле, делают набойки из кожи. Такие набойки способствуют лучшей фиксации дуги и продлевают срок ее службы.

К упряжной лошади в оглоблях может быть припряжена пристяжная, и тогда одноконная упряжка превратится в пароконную. Для этого к экипажу (саням) с левой стороны на кронштейне с тягой к кузову крепится валек.

Сбруя для пристяжной лошади состоит из следующих частей: шорка, пристяжная узда с чумбуром, пристяжная шлея, трок, пристяжная подпруга с кольцом, постромки, неободное кольцо и привожжек.

Узда для пристяжной отличается расположением пряжек подбородного ремня (с правой и левой стороны) и способом крепления чумбура. Кольцо чумбура свободно помещается на ремне, соединяющем кольца удил. Чумбур предназначен для привязывания пристяжной к петлям гужей хомута коренника на расстоянии, необходимом для бега пристяжной "наотлет".

Шорка у пристяжной лошади выполняет функции хомута. Она состоит из двух широких ременных полос с под кладками - нагрудной и настрочной, соединенных двумя кольцами. Обе полосы соединяются поддерживающим ремнем. К кольцам шорки на пряжках пристегиваются постромки - ременные ленты, через которые передается тяговое усилие на валек повозки.

Шлея для пристяжной отличается от шлеи для одиночной запряжки тем, что имеет крестовиковый ремень с пристяжными карманами, через которые проходят постромки (вместо мочкового ремня для оглобель).

Пристяжной трок (пристяжная седелка) крепится подпругой, имеющей кольцо, в которое продевается привож жек.

Постромки изготовляют из сыромятной кожи, простроченной в 3-4 слоя. Они пристегиваются к большим кольцам шорки, а концы их с петлями надеваются на валек.

Неободное кольцо поддерживает чумбур на определенной высоте. Ремень кольца пристегивают к большому кольцу шорки.

Привожжек служит для управления пристяжной. Это - половина вожжей, один конец которых пристегивают к наружному кольцу уздечки пристяжной.

При езде по глубокому рыхлому снегу парная запряжка с пристяжной в необходимых случаях может быть легко преобразована в парную запряжку цугом (гусем). Такое изменение требует включения в упряжь длинных и легких вожжей, шлевки для них с двумя кольцами, надеваемой на верхний горт шорки. При таком способе запряжки пристяжную лошадь помещают не сбоку коренника, а перед ним. Вожжи пропускают через кольца на гужах коренника между поперечными ремнями шлеи передней лошади, через кольца шлевки и пристегивают к кольцам удил передней лошади. Постромки фиксируют на гужи и оглобли коренника.

В сбруе пристяжных можно использовать и легкие хомуты вместо шорок, хотя это и менее желательно, так как из хомута приходится удалять гужи и заменять их ременным кольцом (мочкой), к которому пристегиваются постромки.

Как правильно запрячь лошадь

Прежде чем приступить к запряжке лошади, убедитесь в исправности повозки, проверьте, достаточно ли смазаны колеса, исправна ли и комплектна сбруя. Затем повозку нужно выкатить на удобное для запряжки место. Оно должно быть достаточно ровным и просторным. Желательно, чтобы собранные вещи были уложены в повозку заблаговременно. Перенесите сбрую к повозке и разложите ее.

Запряжку начинайте с осмотра лошади. Надев на лошадь узду, осмотрите особенно внимательно грудь, плечи и холку лошади, проведите по этим местам ладонью руки. Убедившись в отсутствии болезненной реакции лошади, вычистите ее, осмотрите копыта и очистите их. Проверьте состояние ковки.

Когда лошадь подготовлена к запряжке, ее необходимо подвести к повозке, взять седелку, положить на спину лошади возможно ближе вперед, перейти на правую сторону и подтянуть подпругу. Затем взять хомут за хомутину клещами к себе (хомут перевернут против нормального положения), приподнять, убедиться в правильном положении шлеи, выправить шлею, если это необходимо; пропустить повод в хомут, взять хомут обеими руками за клещи там, где крепятся гужи, и надвинуть снизу вверх на голову и шею лошади; в передней трети шеи повернуть хомут клещами вниз (в нормальное положение) в сторону гривы; переместить хомут на основание шеи и вынуть из - под него гриву; стоя с левой стороны лошади, приподнять шлею, переместить вдоль тела лошади и спустить середину ободового ремня за седалищные бугры; положив левую руку на маклок лошади и слегка упираясь в него, правой рукой охватить хвост у основания, опустить руку к концу репицы, движением к себе и назад перевести репицу хвоста за ремень шлеи и расправить волос хвоста.

Затем нужно перейти к голове лошади, взять повод в правую руку, а дугу в левую и завести лошадь в оглобли; повернуться лицом к повозке, прислонить дугу к своей правой ноге, поднять левую оглоблю и надеть на нее петлю чересседельника с подбрюшником; взять левый гуж, расправить и поместить снизу оглобли; удерживая гуж и оглоблю левой рукой, правой взять дугу кольцом к себе (вперед) и вставить левый конец дуги в петлю гужа; переместить дугу вверх и на правую сторону лошади так, чтобы конец дуги был перед гужом; наклонить дугу больше вправо и перейти на правую сторону лошади; подняв правую оглоблю, приложить ее к дуге; стоя лицом к лошади, левую руку поместить в хомут изнутри в месте прикрепления гужей; придерживая оглоблю левым боком, натянуть хомут левой рукой, а гуж правой сзади дуги сверху оглобли; обогнув оглоблю гужом, надеть петлю гужа на правый конец дуги снизу вверх; выравнять концы оглобель, придать дуге вертикальное положение и встать перед лошадью лицом к ней; вынуть супонь из петли гужа; расправить и дважды обернуть вокруг клещей; натянуть супонь, упираясь ногой в нижний конец клещей хомута; сделать следующий виток супони; повторить затяжку супони до отказа; конец супони завести спереди между клещами и витками супони (это легче сделать, если с передней поверхности клещей в месте их схождения сняты фаски) сверху вниз; возвратить конец супони снизу вверх; в образовавшуюся петлю ниже витков супони завести конец и завязать узел с петлей, позволяющей мгновенно распустить супонь в экстренных случаях.

Далее нужно перейти на левую сторону лошади, провести подбрюшник в шлевку на подпруге седелки; взять вожжи, расправить их, провести левый конец вожжей через кольцо в петлю гужа; правый конец вожжей опустить справа перед гужом; встать перед лошадью, перекинуть повод через голову лошади наперекрест под шеей; конец повода завести в кольцо сзади влево и направо; завести правый конец вожжей в кольцо на петле правого гужа и пристегнуть к кольцу удил; перейти на правую сторону лошади, подтянуть чересседельник, подбрюшник, завязать концы их узлом. Петлевые, быстро распускающиеся узлы на чересседельнике, подбрюшнике и супони, необходимы для быстрой распряжки лошади в особых ситуациях.

Более прочное соединение дуги с оглоблями и гужами будет, если применить другой, более сложный прием фиксации, когда левый гуж заводится за оглоблю не прямой петлей, а с перекрещиванием на наружной стороне оглобли, а конец дуги заводится в петлю гужа и не перед гужом, а в середину ремней левого гужа.

Рекомендуемая последовательность приемов запряжки лошади пригодна, когда спокойную лошадь запрягает один турист. Такая же последовательность и при запряжке лошади двумя туристами: один из них постоянно держит лошадь под уздцы и выполняет операции запряжки вблизи головы лошади, не выпуская повода из рук, а второй производит всю остальную работу.

Распрягать лошадь нужно в последовательности, обратной запряжке: отвязать повод, протянуть его конец через кольцо дуги, снять с шеи лошади; развязать узел чересседельника и подбрюшника с оглобли; отстегнуть и протянуть через кольца на петлях гужей концы вожжей; собрать вожжи и положить на повозку; развязать супонь, сложить вдвое и поместить в петлю гужа; освободить дугу. Для этого левую руку поместить в хомут против правого гужа, нажать боком на оглоблю, ослабить натяжение гужа, правой рукой снять его петлю с дуги, опустить оглоблю. Далее перейти на левую сторону лошади, наклонив на себя дугу, освободить ее, снять с оглобли чересседельник с подбрюшником, опустить оглоблю и прислонить дугу к повозке; вывести лошадь из оглобель; снять шлею. Для этого, стоя около левого бока лошади, левой рукой взяться за поперечный ремень шлеи, сдвинуть шлею на левую сторону и положить левую руку на маклок; правой рукой взять шлею за ободовый ремень и движением сверху вниз освободить хвост от шлеи. Хомут, повернутый в передней трети шеи лошади в сторону гривы хомутиной вверх, взять одной рукой за хомутину, другой рукой снизу вверх и осторожно снять через голову лошади; положить хомут на повозку; снять и положить седелку на повозку. Распряженную лошадь нужно растереть жгутом из соломы и поставить в станок.

После этого необходимо собрать сбрую. Вожжи собирают следующим образом: выравнивают концы вожжей и берут их на расстоянии 30-40 см от пряжек левой рукой ладонью вверх; правой рукой делают скользящее движение по вожжам ладонью вниз, передают вожжи на ладонь левой руки (первый виток); повторяют движение правой руки и так далее; когда останется недлинный конец вожжей, нужно обернуть ими моток вожжей и провести конец в образовавшуюся верхнюю петлю; слегка затянуть узел. Собранные таким образом вожжи никогда не перепутаются; их очень легко разбирать при запряжке.

Во избежание перепутывания одноименных элементов сбруи из разных комплектов сбрую нужно связать в пакет. Для этого берут хомут, приподнимают его, расправляют шлею и накладывают ободовый ремень на головку хомута; сюда же кладут седелку, вожжи, узду и дугу; все это крепко связывают чересседельником с подбрюшником.

При осваивании приемов запряжки лошади потренируйтесь в этом несколько раз, чтобы твердо усвоить последовательность выполнения приемов и выполнять их не задумываясь. Большое значение в освоении приемов запряжки имеет правильная подогнанность гужей. Гужи с дугой служат амортизатором, смягчающим толчки повозки на плечи лошади. Они должны быть обязательно равной длины в запряженном состоянии. При этом условии давление на плечи лошади распределяется равномерно (на правое и левое плечо). Степень натяжения гужей должна быть максимально посильной при стягивании супони. В противном случае лошадь может распрячься в дороге и скорее всего на спусках или подъемах, что может иметь неприятные последствия.

Будет лучше, если регулировку длины гужей сделает инструктор. Если длина гужей тщательно подогнана инструктором в соответствии с размерами и упругостью дуги и толщиной оглобель, концы гужей подвиты по одному из ремней гужа, то запряжка лошади не представляет затруднений. К тому же сыромятные гужи обминаются строго в соответствии с особенностями дуги и оглобель.

Единый номер на дуге, хомуте и экипаже (санях) помогает ликвидировать обезличку упряжи. Невыполнение этих условий ведет к тому, что туристы, перепутав, например, дуги и пытаясь отрегулировать гужи, делают это долго и некачественно. Из - за этого процесс запряжки затягивается, а лошади распрягаются при движении на маршруте.

Некоторые затруднения у туристов вызывает перемещение задней части ободового ремня шлеи. Они стре мятся делать эту операцию, когда лошадь находится в оглоблях. Этого делать не следует. Если лошадь захочет ударить запрягающего, то оглобля его не спасет. Откладывание этой несложной и неопасной операции влечет отрицательный психологический эффект: турист сосредоточивает на этом моменте излишнее внимание и невольно делает прием с робостью, что недопустимо в обращении с лошадью. Смелые, спокойные действия в определенной последовательности с использованием стандартных приемов, к которым лошадь привыкла, делают работу по запряжке лошади безопасной.

Принципы и техника управления лошадью в запряжке

Езда на лошади в упряжи значительно проще по сравнению с верховой ездой. Здесь отпадает необходимость сохранять равновесие, балансируя в седле. Вместо этого следует позаботиться об удобном месте в экипаже. Турист, управляющий лошадью, по традиции называемый ездовым, должен выбрать себе место справа.

Припомним, что в верховой езде все манипуляции с лошадью, включая посадку в седло, выполнялись с левой стороны, что сохранилось со времен основной функции лошади как боевого коня. Кавалерист с клинком на левом боку просто не смог бы сесть на лошадь с правой стороны, ему пришлось бы "карабкаться" на лошадь, держа в руках ножны с оружием. При езде же на лошади в упряжи сторона посадки не имела значения, а правая рука ездового должна была быть свободна для удобства действия кнутом. Эти традиции сохранились до настоящего времени. Поэтому чересседельник и подбрюшник подвязываются с правой стороны - это позволяет ездовому при необходимости быстро распустить узлы, не перебегая на другую сторону.

Место для ездового должно отвечать трем требованиям: иметь прочную опору для ног, быть удобным и позволять быструю эвакуацию, если это необходимо. Опора для ног потребуется для управления лошадью.

Средства управления. Как вы помните, у всадника четыре средства управления - уклоны корпуса, шенкеля, поводья и хлыст. У ездового их только два - вожжи и кнут. Дополнительным средством управления служит голос. В конном туризме кнут не используют, в этом просто нет необходимости. Для управления лошадью в упряжи вполне достаточно вожжей и голоса. Вожжи, как и повод, служат для указания направления движения лошади, регулирования его темпа, остановок, осаживания и поворотов. В отличие от повода вожжи служат и средством посыла - хлопком по крупу лошади и встряхиванием.

Вожжи нужно держать двумя руками раздельно и, как говорили в старину ямщики, "взагреб", т. е. вожжи должны проходить через всю ладонь обязательно снизу, быть зажаты в кулаке и прижаты большими пальцами. Управление вожжами осуществляют движением кистей рук, сгибанием в локтевых суставах, и если это необходимо, то и напряжением мускулатуры спины с упором ногами в повозку.

Такой разбор вожжей поначалу кажется туристу неудобным, и он предпочитает пропустить вожжи через ла донь сверху и прижать большими пальцами. Может быть, так держать вожжи новичку и удобнее, если не нужно управлять лошадью, а просто держать вожжи в руках, "катаясь" на лошади. Но стоит только лошади "лечь в вожжи", как несостоятельность такого способа станет очевидной. При этом разборе вожжей руки поднимаются вверх, большие пальцы скоро устают и руки начинают скользить по вожжам, уступать лошади, она в этой ситуации еще более "ляжет в вожжи" и ускорит движение.

При разборе вожжей через ладонь снизу, "взагреб", они проходят через блок ребра ладони, зажаты в кулаке, а большие пальцы только фиксируют это положение и меньше устают. Управление становится надежным. Руки выдерживают большее напряжение. Кроме того, создаются более выгодные условия для включения в управление мускулатуры спины с упором ногами. При втором способе это включение просто невозможно, так как фиксация вожжей за счет прижима большими пальцами слабее усилия напряженной спины с упором ногами в повозку.

При движении на маршруте, может быть, и не потребуется часто прилагать значительные усилия при управлении лошадью, но ситуации, требующие этого, не исключены, поэтому советуем вам прежде всего освоить и сделать привычным положением правильный разбор вожжей. Тогда управление лошадью не будет затруднительным.

Правила и техника управления лошадью. Управление лошадью в упряжи элементарно, для освоения техни ки достаточно двух - трех тренировочных занятий.

При страгивании с места нужно послать лошадь голосом, встряхнуть вожжами, можно хлопнуть ее вожжой по крупу. Было бы неправильно дернуть вожжами. На вожжи лошадь нужно мягко принять только после того, как она тронется.

Для того чтобы остановить лошадь, следует мягко набрать вожжи движением сверху - вниз - на себя. Можно сделать при этом перевод вожжами (справа - налево - направо). Обычно для остановки достаточно слегка набрать вожжи. В некоторых случаях это нужно сделать более твердо и энергично, но без рывка; иногда же можно и нужно сильно набрать вожжи, упираясь в переднюю часть повозки (саней) и включая в управление мускулатуру спины.

Для поворота в движении нужно набрать вожжу стороны поворота, не ослабляя натяжения второй; можно повторить набор вожжи поворота несколько раз, "отзывая" лошадь во время поворота.

При изменении аллюра с шага на рысь необходимо выслать лошадь вперед, как при страгивании с места, а при переходе с рыси на шаг действия вожжами те же, что и при остановке, различна только мера воздействия.

Техника безопасности

Уход за лошадью, езда верхом и в экипаже связаны с определенным риском. Лошадь по своей природе животное стадное, скорее пугливое, чем агрессивное, в природных условиях при опасности чаще спасается бегством. Тем не менее это живое существо, а следовательно, воля туриста, даже при умелом и правильном обращении и воздействии на лошадь, не всегда может быть воспринята ею, а требование безукоризненно исполнено. В то же время лошадь в любое мгновение может выполнить действия, нежелательные для туриста, по собственному побуждению либо под влиянием создавшейся обстановки. Нежелательные действия - удары копытами передних и задних конечностей, укусы зубами, поднимание на дыбы, резкие броски в сторону, вперед, резкие остановки на резвых аллюрах и т. д. - совершают и спокойные, хорошо выезженные лошади. Все это может привести к травмированию.

Побудительными причинами нежелательных действий лошадей могут быть испуг, движения по инстинкту самосохранения и неумелые приемы обращения, недостаточные навыки управления лошадью при езде верхом и в экипаже. Поэтому необходимо не только безукоризненно знать требования по технике безопасности и неуклонно следовать им, но и выработать определенные, зачастую шаблонные, совершаемые автоматически движения и действия, привычные лошади; не следует применять приемы и действия, ей непонятные и пугающие ее. При этом главным залогом безопасности путешествий на лошадях становится самодисциплина, самое серьезное отношение к действиям по уходу за лошадью, при езде верхом и в экипажах.

--------------------------------------------------------------------------------
Конный клуб "Атаман"
г.Балашиха. мкр. Салтыковка

Источник: http://kskataman.ucoz.ru/

Категория: Мои статьи | Добавил: habakirov (20.02.2009)
Просмотров: 4536 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость